Алфавит Брайля для слепых

Азбука Брайля: как устроен шрифт –

Алфавит Брайля для слепых

Азбука Брайля – это уникальная система чтения, созданная для слепых людей и тех, кто имеет серьезные проблемы со зрением.

Суть шрифта заключается в том, что пациент распознает буквы и символы с помощью тактильных ощущений. Каждый знак представляет собой комбинацию точек, расположенных на гладкой поверхности.

Данная методика позволяет слепым и слабовидящим людям работать и общаться с друзьями.

Как появился шрифт Брайля

В начале девятнадцатого века во Франции изобрели уникальный шрифт для военных.

Его основное предназначение заключалось в передачи важных сведений солдатам в условиях кромешной темноты, неспроста изначально он получил название «ночное письмо».

С помощью шрифта можно было прочесть послание без использования освещения, чтобы не привлекать лишний раз внимание врагов и не выдать свое местонахождение.

Изобретение представляло собой гладкую дощечку, на которую нанесены выпуклые точки. На двенадцать бугорков приходилось тридцать шесть звуков. Однако методика не прижилась, поскольку военные посчитали это слишком сложной системой.

Основателя «ночного письма» неудача не подкосила, в 1821 году он отнес свое изобретение в Королевский институт для слепых. Новацией заинтересовался Луи Брайль, но он заметил ряд минусов в шифровке. Первый и самый весомый недостаток – это невозможность что-то написать с помощью инновационной азбуки, поскольку она включает в себя только звуки.

Второй минус, который отметил Луи несоответствие пучка пальцев размерам точек, т.е. чтобы прочесть букву человеку приходилось перемещать пальцы на расположенные рядом выпуклости. Это существенно осложняло процесс чтения.

Брайль принял решение усовершенствовать методику, объединил по шесть точек для обозначения каждого буквы из французского алфавита. В России первым изданием, созданным по уникальной системе Брайля, стала детская книжка. Она была выпущена в 1885 году.

Усовершенствованная азбука приобрела три уровня сложности, в зависимости от навыков незрячего или слабовидящего человека:

  • Для начинающих. В состав азбуки входят все звуки и знаки препинания;
  • Самый популярный вариант – это алфавит, где встречаются сокращения для экономии пространства на дощечке;
  • Реже всего можно встретить системы, в которой слова сокращены до нескольких букв или даже одного символа.

Как устроен шрифт

Общемировой алфавит для слепых представляет собой дощечку, на которой вертикально расположено шесть выпуклых точек в два ряда. Читать нужно справа налево на первом листе, на втором направление меняется.

Главный недостаток алфавита, который вызывает сложности у многих начинающих – это нумерация выпуклостей, которая идет сверху вниз. Читать необходимо сначала точки в правом столбце, затем в левом.

Этот принцип существенно усложняет процесс чтения на обратной стороне таблички.

Помимо уникального порядка расположения выпуклостей, предполагается использование определенных параметров для точек и конкретная дистанция между ними.

Минимальная высота отметки – полсантиметра, расстояние между выпуклостями – два с половиной миллиметра, дистанция между строками – пять миллиметров.

Соблюдение этих норм позволяет облегчить знакомство с алфавитом и ускоряет процесс его освоения.
 

Особенности грамматики

Орфографическое написание по Брайлю имеет уникальные особенности шрифта, которые нарушают общепринятые грамматические правила. К ним относят:

  • Прописные символы не учитываются;
  • Нет пробела после запятой и перед тире;
  • Короткая (тире) и длинная (дефис) черточки обозначаются идентично.

Если слабовидящему или слепому человеку придется работать с компьютером и набирать на нем текст, то свести к минимуму ошибки потребуется пройти специальные подготовительные курсы.

Преимущества и недостатки

Как и любая методика система Брайля имеет свои плюсы и минусы. К первым можно отнести следующие моменты:

  • Легкость и простота в освоении и использовании;
  • Возможность для слепого человека получить хорошее образование;
  • Шанс поддерживать связь с друзьями и родственники на расстоянии;
  • Благодаря возможности получать все необходимые данные, у незрячего пациента существенно повышается уровень самооценки;
  • Простота создания текстового сообщения;
  • Слепой человек получает шанс устроиться на хорошую работу;
  • Возможность заниматься общественным и полезным трудом.

Из минусов пользователи отмечают такие качества, как:

  • Низкая скорость чтения;
  • Большой объем письменного материала.

Общемировое значение системы Брайля

Методика французского разработчика широко применяется по всему земному шару. Таблицей с точками пользуются в Китае, Японии, Парагвае, Бурунди и т.д. Система Брайля воспроизводит:

  • Любую азбуку;
  • Цифры;
  • Математические символы и знаки;
  • Ноты;
  • Схемы и графические рисунки;
  • Компьютерную символику.

В прошлом веке главным недостатком азбуки была невозможность общаться в режиме онлайн. Благодаря современным технологиям слабовидящие люди могут не только «поболтать» с друзьями и родственниками, но и активно пользоваться виртуальным пространством.

Введение текстового сообщения на ПК проводится с помощью уникальной клавиатуры, оснащенной рельефными кнопками. Чтобы прочесть ответ воспользуйтесь специальным экраном для слепых и слабовидящих, который представляет собой узенькую панель, на которой располагаются брайлеровские ячейки.

Сообщение с компьютера трансформируется в импульсы, которые воздействуют на стержень в ячейке и выталкивают его. Слепой или слабовидящий собеседник сможет провести пальцами по панели, нащупать выдвинутые точки и прочесть послание. Для распечатки текста воспользуйтесь брайлеровским принтером.

Современные разработки для слепых

К сожалению, не каждый может позволить себе покупку книги, набранной по методике Брайля. К тому же печатная продукция должна быть изготовлена из плотной бумаги, чтобы без проблем нащупывать точки. И теперь на секундочку представьте, сколько будет весить такой томик знаменитого произведения «Война и мир».

По этой причине Европейский Союз выделил средства для разработки и создания аппарата под названием Anagraphs. Его подсоединяют к электронной книге или ПК. Устройство формирует систему Брайля и одновременно выводит на дисплей до шести тысяч точек.

Заключение

Слабое зрение или слепота – это не приговор. Да, повседневная жизнь наполняется трудностями, возникают проблемы с трудоустройством. Но не стоит опускать руки и записывать себя в инвалиды. Благодаря современным разработкам и усовершенствованию таких изобретений, как азбука Брайля, появилась возможность вести полноценную жизнь, с минимумом ограничений.

Посмотрев видеосюжет, вы поймете, как правильно пользоваться системой Брайля.

Источник: //zdorovoeoko.ru/poleznoe/baza-znanij/azbuka-brajlya/

«Язык слепых» или что такое азбука Брайля?

Алфавит Брайля для слепых

Если вы спрашиваете, «как называется язык слепых?», то это немножко неверно. Подумайте сами – у незрячих людей отсутствует зрение, а не речь или слух. Поэтому у них нет специального своего языка для общения. Незрячие говорят на том же языке, что и зрячие люди вокруг них.

Но, конечно же, вы имели в виду совсем другое и мы вас поняли. Однако давайте, для ясности, правильнее сформулируем вопрос:

Как называется тот способ, когда люди «читают пальцами» то, что написано «пупырышками»?

Источник: //prozrey.in.ua/1326/jazyk_slepyh/

Запоминание алфавита Брайля методом ассоциаций

Алфавит Брайля для слепых

Чтобы выучить шрифт Брайля не нужны специальные курсы и месяцы тренировок. Прямо сейчас мы выучим все 33 буквы русского алфавита, а в дальнейшем будет создана программа тактильной тренировки, и тогда вы сможете читать руками. Социальный проект “Незря”.

Алфавит

На сайте представлена система запоминания алфавита Брайля на готовых ассоциациях, которые специально подобраны по форме. Многие буквы расположены попарно, ввиду своей похожести, они являются зеркальным отражением друг друга. После каждой группы букв, а всего их 8, предусмотрена специальная тренировка.

Брайль

Методика предполагает визуальное запоминание алфавита Брайля, поэтому рассчитана на тифлопедагогов, родителей, людей теряющих зрение и всех, кому необходимо знать алфавит хотя бы визуально. Изучение может существенно помочь быстро перейти и к тактильному чтению, но для этого потребуются отдельные тренировки.

Изменения

Планируется создание специальных упражнений для быстрого освоения тактильного чтения и для ускорения скорости чтения уже владеющих алфавитом Брайля. Для всех невидящих это бы значило большее соприкосновение с нашим миром через книги. Многие зрячие люди смогли бы лучше понимать каково это, быть инвалидом по зрению.

Ресурс призван помочь специалистам -тифлопедагогам, родителям незрячих детей, а также всем, кто теряет зрение и вынужден осваивать новый алфавит. Быстро и хорошо запомнив буквы визуально, легче освоить их затем тактильно.

Планируется создание специальных упражнений для быстрого освоения тактильного чтения и для ускорения скорости чтения уже владеющих алфавитом Брайля. Для всех невидящих это бы значило большее соприкосновение с нашим миром через книги.

Многие зрячие люди смогли бы лучше понимать каково это , быть инвалидом по зрению.

Каждая картинка-ассоциация подобрана по форме так, чтобы она была похожа на букву — на формирующие её точки.

«Л» похожа на ствол дерева (⠇), поэтому лес.

«Й» — йога (⠯). Буквы похожа на асану йоги
«МУ» — корова с поднятой головой — «М» (⠍), а затем с опущенной — «У» (⠥). Когда вы смотрите на форму буквы, вспомните какой образ был подобран. Первая буква образа = буква алфавита, которую мы учим. Итак, ниже представлены восемь групп, где буквы разбиты по схожести

Л” – лес. “Й” – йога. “МУ” – корова

Представьте тихий и умиротворённый лес. Девушка занимается йогой, а корова рядом на лужайке было заинтересовалась, увидев это, но потом снова вернулась к трапезе. Истории помогают запоминать.

Расшифр⠥йте слова 1)⠥⠍ 2)⠍⠥⠇

И“- идём. “Е“-едем. “С“- серп.
Ш“-шлагбаум.

Буквы выглядят зеркально: человек идёт в гору, а потом с неё едет – Сизифов труд какой-то. Серп и шлагбаум деструктивны. Первый останавливает рост травы, а второй останавливает время.

Ра⠎⠱⠊фр⠥⠯т⠑_⠎⠇ова1)⠥⠱⠊ 2)⠇⠑⠱⠊⠯ 3)⠎⠥⠱⠊ 4)⠥⠇⠑⠯

1) уши 2) леший 3) суши 4) улей

Ниже показаны буквы уже без картинок. Попробуйте вспомнить ассоциацию. Повторите каждую букву минимум 3 раза (нажмите на изображение буквы ниже и листайте)

Ф“-фен. “Д“- душ.
Т“-тапочки. “Ю“- юбка

Фен сушит, а душ мочит. Буквы выглядят зеркально. После душа ноги в тапочки и надевает юбку.

Ра⠎⠱⠊⠋р⠥⠯⠞⠑_⠎⠇ова1)⠍⠳⠎⠇⠊ 2)⠱⠑⠋3)⠙⠑⠞⠊ 4)⠯⠑⠞⠊

1) мюсли 2) шеф 3) дети 4) йети

Ч“- часы. “РВ“- “Рад встрече.Взаимно”.
Каменное кресло – Ъ, а мягкое – Ь.

Время встречи. Пожимают руки и садятся: он в твёрдое, а она в мягкое кресло.

⠗а⠎⠱⠊⠋⠗⠥⠯⠞⠑_⠎⠇о⠺а: 1) ⠺⠑⠗⠋⠾ 2)⠟⠑⠗⠺⠾ 3) ⠺⠑⠟⠑⠗

1) верфь 2) червь 3) вечер

Вспомните каждую букву минимум 3 раза (нажмите на изображение буквы ниже и листайте)

Хорошо вспоминаются буквы, выученные с помощью нашей ассоциативной методики?
Вы можете приобрести за небольшую плату доступ к остальным ассоциациям плюс в подарок вы получите ассоциации на цифры. Все средства пойдут на развитие проекта.

Подписывайтесь на наш английский канал на инстаграме. Запоминание слов на ассоциациях, которые озвучиваются, поэтому подходят и для незрячих.

Пожалуйста, оставьте свой отзыв на систему запоминания (сколько времени потребовалось, легко ли, для чего вам необходимо знание Брайля) и мы вышлем вам материалы для запоминания знаков препинания и математики.

Отзыв можно оставить в группе . Чтобы быть в курсе всех мероприятий и новостей, подписывайтесь

+7 931 965 21 86nezryaproject@gmail.com

© А. С. Шек, 2018-2020. Все права защищены. Любое копирование или использование методики или материалов курса текстов – только с согласия правообладателя.

Источник: //abraille.ru/braillearning

Шрифт Брайля для слепых. Как научиться читать и писать шрифтом Брайля

Алфавит Брайля для слепых

Слепота – это состояние, возникающее при полной потере зрения на два глаза. Человек перестает ощущать свет и что-либо видеть. К подобному состоянию может привести потеря способности ориентироваться в окружающей обстановке (бытовая слепота) и невозможность делать свою работу с помощью разных оптических приборов (профессиональная).

Причины

Нарушение или потеря зрения могут быть вызваны разными факторами. Последствия внутриутробных заболеваний или пороков развития плода приводят к возникновению врожденной слепоты. Потерей зрения страдают дети не старше десяти лет и взрослые люди, достигшие пятидесятилетнего возраста.

Связано это с тем, что ребенок или уже имеет врожденную слепоту, или приобретает ее по причине заболеваний или травм глаз. Люди зрелого возраста слепнут из-за сосудистых болезней или появления глаукомы. В последнем случае операция по пересадке роговицы может способствовать возвращению зрения.

Трудоустройство инвалидов

Несмотря на физические ограничения, незрячие люди в России имеют возможность проявить себя в разных профессиях.

Их трудоустройством занимается общество слепых, которое также проводит культурно-массовую и политико-просветительскую работу среди людей с ограниченными возможностями. Центры их правления находятся в Москве и других крупных городах.

Специальные книги шрифтом Брайля и с плоским начертанием знаков дают слепым людям возможность научиться читать, писать, печатать.

В России обязательным является обучение незрячих и слабовидящих детей. Школы принимают учеников со зрением от 0,05 до 0,2. Для обучения детей такой категории используются лупы и другие приемы, которые улучшают зрение. Кроме того, применяется шрифт с увеличенными буквами.

Специализированные школы берут детей совершенно слепых и со зрением до 0,05. Обучение с применением разных методов и наглядных пособий акцентировано на слух и осязание. В библиотеках для незрячих есть аудио- и обычные издания, специальные таблички со шрифтом Брайля.

В Российской государственной библиотеке для невидящих (крупнейшем в нашей стране учреждении такого типа) содержатся специализированные пособия.

Это, в частности, не только упомянутые выше издания, но и огромная коллекция рельефно-объемных моделей, которые позволяют людям с потерей зрения узнать виды разных объектов и ощутить их.

Использование компьютерных электронных устройств

Альтернативным вариантом на замену печатным изданиям являются аудиокниги. С их помощью можно слушать инсценировки (с паузами, по разделам) и спектакли на цифровом плеере.

Свой вклад вносят и волонтеры, которые на специальных сайтах создают аудиокниги, свободные для прослушивания и распространения. Выпускаются и разрабатываются разные устройства, заменяющие зрение.

Модель визуально-замещающих аппаратов (проект “Тактильное виденье”) является новым запатентованным средством кодирования и передачи сигнала.

Издания, в которых использован шрифт Брайля (русский), клавиатура и дисплей, помогают инвалидам работать с текстами, создавая и редактируя их. Специальная программа на основе генератора речи, с помощью которого считывается информация с экрана, также вносит большой вклад в полноценную жизнь незрячих людей.

Это специальная система обучения чтению и письму для незрячих. Разработана она была в 1824 году. Француз Луи Брайль (фр. Louis Braill), сын сапожника, в трехлетнем возрасте потерял зрение из-за воспаленного после ранения шилом глаза. В пятнадцать лет он создает метод начертания и чтения букв. Впоследствии его назвали по фамилии создателя.

Шрифт для слепых Брайля имел отличия от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. К созданию мальчика подтолкнул “ночной метод”, разработанный капитаном артиллерии Шарлем Барбье (фр. Charles Barbier) для прочтения военных донесений в темное время суток.

Недостатком системы Барбье являлся слишком большой размер знаков, ограничивающий количество их на странице. Используя печать шрифтом Брайля, слепые люди учатся писать и читать. Этот метод способствует развитию навыков грамматики, пунктуации, правописания.

Кроме того, с помощью данного способа незрячие или слабовидящие могут познакомиться с графиками и сложными схемами.

Структура

Что такое шрифт Брайля? Как происходит начертание и чтение? Буквы в шрифте Брайля изображаются с помощью шести точек, делящихся ровно на два столбца. Текст читается справа налево, а на следующей странице он уже идет слева направо. Однако существует определенная сложность при восприятии этого шрифта.

Она заключается в том, что текст читается на обратной странице по выпуклостям от проколотых с другой стороны отметок. Точки пронумерованы сверху вниз по столбикам и читаются сначала с правой, потом с левой стороны. Как это происходит? Верхний правый угол – нахождение точки 1. Под ней идет 2. Нижний правый угол занимает 3.

Слева вверху – место положения 4, затем внизу – 5, а в левом нижнем углу – 6.

Некоторые тифлопедагоги предлагали поменять местами 1 и 3, но их предложение не было поддержано. Позже, расширяя шрифт Брайля (русский, в частности), добавили 7 под 3 и 8 под 6. Ячейка без прокола – это определенный символ.

Существуют общепринятые нормы для размеров точек и расстояний между ними и столбцами. Минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, – 0,5 мм. 2,5 – это промежуток между проколами; 3,75 мм по горизонтали, 5 мм по вертикали – это расстояние между ячейками.

Такая структура позволяет слепому легко и быстро овладеть навыками чтения, без труда распознавая знаки на ощупь.

Печатные листы текстов по Брайлю имеют разные форматы. Но традиционным для России считается лист, включающий в себя двадцать пять строчек по тридцать и тридцать два символа в каждой при общем размере двадцать три на тридцать один сантиметр.

Для людей с потерей зрения рельефно-точечный шрифт Брайля – единственный способ, с помощью которого можно научиться писать и читать.

Обладая этими навыками, инвалиды не только становятся грамотными и независимыми, но и получают возможность трудоустроиться.

Каким образом используется система?

Шрифт Брайля включает 63 информативных символа и пробел (64-й). Расширенная система содержит 255 знаков. В ней, как и в обычной, также присутствует пробел. Так как общее число разных сочетаний точек ограничено, нередко применяются многоклеточные символы.

Они состоят из нескольких знаков, которые по отдельности имеют свои функции. Также могут использоваться дополнительные символы (цифры, заглавные и прописные буквы алфавита).

Каждому знаковому сочетанию свойственно несколько значений, число которых может превышать десяток.

Шрифт Брайля наносится на бумагу с помощью специальных письменных предметов – особым прибором и грифелем. По этой причине какие-либо изменения в конфигурации, выделении, размере, форме букв невозможны. Принято выделять символы с помощью специальных знаков. Они ставятся перед заглавными и малыми буквами.

При наличии разных типов шрифтов эти знаки устанавливаются до и после выделяемых слов или частей предложения. Математический корень, верхний и нижний индекс символом выделяется с обеих сторон. Для создания текста или его части курсивным начертанием его помещают между специальными отметками – условными тегами.

Здесь можно отметить некоторое сходство с системой html. В ней также применяются теги.

Грамматические особенности

Шрифт Брайля имеет характерные черты в плане своего построения. Они заключаются в изменении некоторых грамматических норм. Поэтому незрячий человек, научившийся писать благодаря этой системе (“браилист”), станет допускать определенные ошибки при работе на обычном, не адаптированном для инвалидов компьютере. Шрифт Брайля отличается от обычного следующими показателями:

– прописная буква игнорируется;

– после запятой и перед тире пробел не ставится;

– отсутствует промежуток, отделяющий знак номера и число;

– одно и то же обозначение применяется для схожих символов (тире и дефис – единственный знак препинания в системе).

Подобные грамматические недочеты являются нормой для письма Брайля. Незрячий человек будет их допускать, пока не пройдет специальное дополнительное обучение.

Значение системы

При помощи различных сочетаний точек в одной клетке брайлевское письмо воспроизводит алфавитные, цифровые, музыкальные символы.

Обозначения этой системы применяются для написания иностранных слов и букв, компьютерных и математических символов, уравнений.

Шрифт Брайля – эффективное средство, развивающее навыки грамматики, пунктуации, правописания для незрячих людей. Также это система просто и доступно описывает графики и схемы, которые устно описать очень сложно.

Пособие

Освоив шрифт Брайля, незрячий ребенок может начать знакомство и работу на компьютере со специальным дисплеем и на особом принтере. Текст читается указательным пальцем одной или обеих рук. Воспринимаемый на ощупь, он быстро понимается благодаря легкости и компактности знаков.

Это пособие предназначено для того, чтобы научить зрячих людей брайлевской системе в домашних условиях. Это даст возможность построить общение с невидящими членами семьи, писать им записки или оставлять номер телефона. Важным является и то, что зрячие люди научатся читать то, что напишет для них тот, кто обучался по системе Брайля.

Появится возможность общения без посредничества других. Данным руководством успешно могут пользоваться учителя школ и реабилитологи.

Способ начертания

Как было выше сказано, Брайль придумал способ тактильного чтения для незрячих и слабовидящих людей. Этот принцип получения информации строится на совокупности шести отметок (ячейка).

Они расположены в два ряда по три знака. Точки, находящиеся в разном порядке внутри ячейки, образуют смысловые единицы.

Знаки следуют в определенном порядке: слева 1, 2, 3 сверху вниз, и правый столбик так же – 4, 5, 6.

1 * * 4

2 * * 5

3 * * 6

Так, собственно, формируется шрифт Брайля. Как научиться этому методу?

Технология

Брайлевский прибор и грифель, печатная машинка – это те приборы, которые применяются для изложения письма для слепых. Лист бумаги, вложенный между двумя металлическими или пластмассовыми пластинами приспособления, зажимается ими. Верхняя часть имеет ряды прямоугольных окон, а нижняя – соответствующее каждому окну углубление.

Ячейка пластинки аналогична брайлевской ячейке. Знак образуется благодаря давлению грифеля на бумагу. Углубления в нижней пластине при сдавливании выдают определенные символы. Записи печатаются справа налево, потому что текст для воспроизведения будет на другой стороне листа.

Столбик с цифрами 1, 2, 3 располагается с правой стороны, а 4, 5, 6 – с левой. Брайлевская печатная машинка состоит из шести клавиш. Они соответствуют 6-ти точкам в ячейке. Кроме того, в печатной машинке присутствует ручка вала для перевода строки, а также “возврат назад” и “пробел”.

На клавиши, с помощью которых формируется знак, нажимают одновременно. Таким образом, каждое надавливание соответствует букве.

От “пробела” по правой и левой стороне расположены по три клавиши. Рассмотрим, как осуществляются нажатия. Указательным пальцем левой руки следует надавить на клавишу рядом с “пробелом”. Она представляет собой точку 1. Нажимать нужно на клавишу слева. Средним пальцем этой же руки осуществляют начертание точки 2.

Для этого нужно нажать на центральную клавишу. Она следует после той, которая соответствует точке 1. Безымянным нажимают на последнюю клавишу. Она соответствует точке 3. Пальцы правой руки нажимают на клавиши с противоположной стороны. Первая, находящаяся непосредственно рядом с “пробелом”, соответствует точке 4.

На нее нажимают указательным пальцем. Следующая – соответствует точке 5. На нее следует нажимать средним пальцем. Последняя клавиша соответствует точке 6. Нажимают на нее безымянным пальцем. Таким образом, при начертании задействованы обе руки. “Пробел” ставится большим пальцем.

Напечатанный на машинке текст можно читать, не переворачивая лист бумаги.

Азбука Брайля

Алфавит Брайля для слепых

Азбука Брайля — азбука для незрячих или плохо видящих людей, построена с использованием тактильного шрифта. Азбуку Брайля называют также алфавитом Брайля, шрифтом Брайля.

Идея заключается в кодировании букв и других символов на гладкой поверхности с помощью выпуклых точек, расположенных на определённых позициях. Для каждой буквы выделяется шесть позиций — две колонки по три позиции в каждой.

Наличие или отсутствие точки в той или иной позиции и задаёт код буквы. Незрячие люди трогают поверхность пальцами и «считывают» буквы.

Для людей с проблемами зрения алфавит Брайля, состоящий из рельефно-точечного шрифта, является единственной возможностью получить образование и полноценно участвовать в жизни общества. Незрячих людей обучают «слепому» чтению тифлопедагоги.

Русский алфавит Брайля

Шрифтом Брайля кодируются алфавиты разных языков, в том числе русского языка. Ниже показан русский алфавит в представлении кодами Брайля.

Скачать и распечатать азбуку Брайля:

Картинка: формат png, 750×825 px, 46 Кб
Печатать Скачать

История создания шрифта

В начале 19-го века был изобретен шрифт для военных нужд с целью передачи данных в полной темноте. Изначально его условно называли «ночное письмо».

Это было необходимо для того, чтобы в ночное время не привлекать противника отблесками света при получении распоряжений командования.

«Ночное письмо» состояло из выпуклых точек, где на 12 выпуклостей приходилось 36 звуков. Военным это показалось слишком сложным, и метод не прижился.

Но его основатель, французский офицер-артиллерист, не остановился на этом и в 1821 году отправился со своими новациями в Королевский институт слепых, где Луи Брайль заинтересовался изобретением. но отметил некоторые недостатки.

Первый существенный недостаток, как посчитал Брайль, исключал возможность орфографического написания, так как наборы точек обозначали только звуки.

Ко второму недостатку он отнес несоразмерность точек пучкам пальцев руки, которая вынуждала читающего передвигать пальцы для ощупывания следующих выпуклостей из знака, что усложняло чтение.

Брайль усовершенствовал азбуку для незрячих, скомпоновав по 6 выпуклостей для каждой отдельной буквы французского алфавита. Первой печатной книгой по Брайлю стала «История Франции» в 1837 году, а первой в России по этой системе стала детская книга для слепых уже в 1885-м. Современная азбука Брайля служит для слепых людей отдельной системой письма.

Усовершенствованная со временем азбука приобрела три уровня шрифта, которыми пользуются незрячие читатели, обладающие определенные знаниями и навыками чтения. К таковым относятся:

  • шрифт для начинающих, который содержит все звуки и знаки препинания;
  • широко используемый шрифт, в котором предусмотрены условные сокращения для экономии места;
  • редко встречающийся шрифт, в котором сокращаются слова до уровня нескольких букв или просто символов.

Возможности использования

Прогресс не стоит на месте. Проблема слепоты задевает многие семьи, в которых сталкиваются с врожденными аномалиями, а также травматической потерей зрения родственников. Этот факт подталкивает исследователей и ученых к созданию приборов, облегчающих жизнь таким людям.

Примером такой работы служат разработки устройств, позволяющих незрячим людям пользоваться компьютером. В этой области уже есть некоторые достижения.

Например, созданы экспериментальные дисплеи, позволяющие «считывать» пальцами на экране тексты. К сожалению, в массовое производство их пока запустить не удается из-за больших габаритов и высокой стоимости.

Есть другая более перспективная идея — электронная перчатка, которая находится на стадии разработки.

alphabetonline.ru — русский алфавит онлайн

Источник: //alphabetonline.ru/braylya.html

Система (азбука) Брайля для слепых: письмо и шрифты

Алфавит Брайля для слепых

Слепотой называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных.

Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и травмы глаз. У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения глаукомы.

В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка роговицы.

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях.

Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению.

Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля.

Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия.

К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли.

Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение.

Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств – клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» – способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице.

Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок.

Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева – 4, под ней внизу – 5, в нижнем левом углу – 6.

Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6.

При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки – 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали – 3,75 мм.

Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой.

Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт – это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел.

В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями.

Могут применяться также и дополнительные символы – прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны.

Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами.

Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками – условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы.

Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений.

Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду.

Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 – слева и сверху вниз, 4, 5, 6 – в правом столбце так же.

1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 – по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка – это основные элементы, необходимые при письме для слепых.

Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими.

На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел».

Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши – это цифры.

Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка – 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Глазной Доктор
Добавить комментарий