Ортоптика и диплоптика цели и задачи

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения плепто-ортоптическому лечению

Ортоптика и диплоптика цели и задачи

Татьяна Чичигина
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения плепто-ортоптическому лечению

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики.

Осуществление коррекции зрения у детей со зрительными патологиями является сложным процессом.

Его эффективность во многом зависит от успешности медицинских мероприятий, направленных на исправление глазной патологии, и системы педагогических мероприятий по развитию наглядно-образного мышления и зрительного восприятия.

Слияние коррекционно-педагогического и лечебно восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения.

Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе. На ранних этапах формирования зрительного анализатора важно понимание единых задач по восстановлению нарушенных функций в каждый период лечения — плеоптический, ортоптический, диплоптический.

Достижения в области физиологии зрения, создали новое направление в лечении косоглазия и амблиопии на всех трех этапах консервативного лечения с применением высоких технологий.

Одной из эффективных технологий являются интерактивные компьютерные программы «Цветок», «Кодинг» и др.

, которые применяются для увеличения скорости локализации объектов у дошкольников 5-7 лет с нарушением бинокулярного зрения.

Использование офтальмологических технологий способствует усвоению программного материала через наглядно-практические действия с многообразными предметами и материалами на полисенсорной основе.

Основной задачей системы коррекционно-педагогческих воздействий является формирование перцептивной активности, потребности, умений, навыков и способов зрительного восприятия, которые значительно повышают познавательные возможности ребенка с амблиопией и косоглазием и способствуют восстановлению зрительных функций.

Теория и практика показывает, что лечение косоглазия и амблиопии тем эффективнее, чем раньше оно начато. Однако применение традиционных ортопто-диплоптических технологий к детям дошкольного возраста не всегда бывает эффективным из-за определенных трудностей, которые испытывают дети.

Работа на лечебной аппаратуре требует от детей таких действий и реакций, которые они не в состоянии обеспечить в младшем дошкольном возрасте из-за несовершенства артикуляционного аппарата, отсутствия у них произвольного внимания, неумения считать, несформированности наглядно-образного мышления и других ограничений, присущим таким детям.

С целью более продуктивной работы по восстановлению бинокулярного зрения и достижения эффективности работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста на специальных медицинских аппаратах, а также проверки их осмысления восприятия виденного на приборах, проводится подготовительная работа к аппаратному лечению с помощью специальных технологий, например по слиянию двух образов в один.

Ребенок учится осознавать, понимать сам процесс слияния, зрительно соотносить, выделять нужную конфигурацию, запоминать и находить увиденное на приборах среди многих предъявленных моделей, ориентироваться на микроплоскости и обозначать словесно увиденное на приборе.

У детей с патологией зрения нарушается сенсорный анализ признаков объектов, что затрудняет формирование образов. Из-за обедненности информации перцептивные образы характеризуются низким качеством. Это затрудняет процесс сличения образов с эта-лонами памяти.

Необходимо использование специальных технологий для компенсаторного формирования зрительных образов,в которых основными обучающими заданиями являются:

обнаружение изображений в перспективном поле;

фрагментарное опознание частей изображения;

нахождение недостающих деталей, целостное опознание на основе операций анализа и синтеза.

Эффективными приемами являются:

составление разрезанного на части изображения;

выделение из фона замаскированного объекта;

опознание изображения по какой-либо его отдельной части;

опознание изображения в различных условиях предъявления (перевернутые, зашумленные, движущиеся, колеблющиеся).

Для того, чтобы работа была успешной, необходимо знать, на каком этапе лечения находится каждый ребенок.

1. этап. Плеоптическое лечение – направлено на повышение остроты зрения.

2. этап. Ортоптическое лечение – направлено на устранение косоглазия.

3. этап. Диплоптическое лечение – направлено на выработку у детей бинокулярного (стереоскопического)зрения.

Для лечения, в плеоптический период используются специальные медицинские аппараты, среди которых локализатор-корректор, макулотестер, «Иллюзион», специальные компьютерные программы и др.

Для того чтобы был успех лечения у детей надо нам педагогам их подготовить.

Например: педагогические упражнения по подготовке детей к занятиям на локализаторе-корректоре.

Цель занятий: учить фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали. Развивать зрительное внимание, запоминание. Учить правильно держать стержень аппарата, не допускать ошибок в программе лечения.

Задание: Педагог раздает детям материал в зависимости от остроты зрения. Объясняет им, что они должны, например, нанизывать бусы на леску, последовательно четыре цвета, а с гиперметропией нанизывать бисер двух цветов черного и белого. (Педагог обращает внимание на то, чтоб получились красивые бусы для мамы.)

Очень интересны задания на обводку рассматривания картинок через освещенный экран.

Упражнение № 2. «Выложи из злаков узор».

Детям предлагается рассортировать на две тарелочки крашеный в два цвета рис или косточки двух фруктов. Дети могут выложить узор из злаков на подушечке зеленого цвета.

Упражнение № 3. «Составь узор из мозаики». Мозаика используется разных размеров в зависимости от остроты зрения. Применение яркого наглядного материала и работа на цветных фонах.

Упражнение № 4. «Обводка контуров всех видов»(в т. ч. через кальку). «Штриховка раскрашивание».

Упражнение № 5. «Вставь цветные палочки в отверстие»

Упражнение № 6. «Вставь грибочек в отверстие квадрата соответствующего цвета»(вставить предмет в свою ячейку).

Упражнение № 7. «Рисование по клеткам». Можно предложить детям зарисовать в тетради в клетку одну строчку домиков, флажков, елочек.

Такой вид работы разрешается детям с остротой зрения не ниже 0,4. В целях подготовки руки к письму дети рисуют фломастерами и закрашивают карандашами.

Необходимо через 5-8 минут проводить зрительную гимнастику по снятию утомляемости у ребенка.

Повышению остроты зрения способствуют сильные контрасты при формировании представлений о цвете.

Задания: Составление орнамента. Черные объекты на белом фоне, желтые на синем, красные на зеленом, белые на синем, оранжевые на зеленом. Такие упражнения способствуют тренировки зрительных функций.

Для активизации зрения детей очень полезны упражнения с использованием электрофицированных игрушек (фонариков, лазерной указки, машинок с световыми сигналами, волжебный корондаш и т. д.).

Например, можно проводить игры с картонным фонариком “Где зажегся фонарик?”, “Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик?”.

Упражнения с обычной настольной лампой,с лампой над доской: “Сосчитай, сколько раз включилась лампа?”.

“Проследи за огоньками (слева направо, справа налево)”, “Найди огонек красного (желтого, зеленого и др.) цвета” и т. д.

В этот период хорошо использовать рассматривание цветных слайдов и диафильмов; при этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят.

Систематически упражнять амблиопичный глаз в выделении формы, величины, цвета предметов и их изображений; т. е. заставлять амблиопичный глаз интенсивно работать, и это будет способствовать повышению остроты зрения.

Ортоптический период (второй этап).

Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4.

Угол косоглазия при этом может быть любым, наиболее приемлемым является угол 10-15 градусов.Используются медицинские аппараты: синоптофор, монобиноскоп и др.

Педагогические упражнения по подготовке детей к занятиям на синоптофоре.

Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счетными операциями, узнавать предмет в разных модальностях.

Упражнение № 1. «Посади цыпленка в яйцо».

Задание:Педагог предлагает соединить эти пары в один образ и научить ребенка пользоваться словами: ближе, дальше, выше, ниже, правая и левая сторона.

Упражнение № 2. «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком».

Задание: Педагог предлагает соединить две картинки с изображением недостающих деталей чайника (кошечки, елочки, раке-ты, звездочки и т. д.).

Упражнение №3. «Узнай на «зашумленных» рисунках кто попался в сеть». Назвать все предметы, изображенные контуром.

Задание: Зрительный гнозис – из нескольких слившихся контуров обвести фломастером один.

Задание: Подбери к силуэтному изображению цветную пару.

Задание:Подбери пару: «подобрать два изображения например животных в разных позах и рассказать чем эти изображения отличаются».

Задание: Накладывание изображений одно на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения фруктов. Ребенку дают вырезанные из цветной или черной бумаги такие же изображения.

Дети должны точно наложить их на нарисованные изображения.

Очень полезно в этот период лечения использовать все настольно-печатные и развивающие игры, основанные на принципе заполнения отверстий, прорезей, игры по типу “ПАЗЛ”.

Необходимо проводить игры и упражнения, развивающие глазодвигательные функции у детей.

“Прокати мяч в воротики”, “Проследи за движением флажка, ленты, фонарика, цветка”, “Набрось кольцо”.

Например, ребенку предлагается, проследить за игрушкой (при этом голова не подвижна, педагог перемещает игрушку влево, вправо (до максимальных углов обзора).

На III этапе лечения – в период выработки у детей бинокулярного (стереоскопического)зрения очень полезно упражнять детей в рассматривании сюжетных рисунков с 2-х и 3-х – плановой перспективой; учить детей определять, что ближе, что дальше изображено; организовать наблюдение детьми из окна (нахождение ближних, дальних домов и деревьев); наблюдение за приближением и удалением машин и людей. Для развития стереоскопического зрения используем: бинокли, калейдоскопы и специальные картинки со стереоизображением.

Результаты аппаратного лечения по восстановлению у детей бинокулярного зренияхорошо закрепляются в настольно-печатных играх: футбол, хоккей, бильярд, колпачки, а также в играх с конструктором и строительным материалом, в которых детей учат анализировать формы и величины деталей, их пространственное расположение, степень их удаленности от себя, расстояние между ними.

Таким образом, в заключение хочется сказать, для лечения детей с нарушением зрения врачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты, а педагоги повышают эффективность занятий используя пособия на основе офтальмологических технологий. Задания в игровой форме нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к выполнению трудной работы для них — лечение на специальных медицинских аппаратах.

Коррекционно-педагогические упражнения сокращают сроки лечения, повышают уровень зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, развивают зрительно-моторную координацию, вырабатывают навыки быстрого произвольного переключения внимания, что является основой готовности ребенка к школе и их выздоровление. Залогом этого является совместная работа педагогов с медиками.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/podgotovka-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zrenija-plepto-ortopticheskomu-lecheniyu.html

Ортоптическое и диплоптическое лечение

Ортоптика и диплоптика цели и задачи

Назначаемое ортоптическоелечение должно решать следующие задачи:

1) Устранение феномена подавления зрительных впечатлений косящего глаза, то есть получение одновременного зрения вместо монокулярного.

2) Восстановление бифовеального слияния.

3) Развитие фузионных резервов.

Диплоптическое лечение:

· Призвано восстановить бинокулярное слияние опто-моторного фузионного рефлекса в естественных условиях.

Если ортоптические упражнения проводятся при наличии угла косоглазия в условиях гаплоскопии (на синоптофоре), то диплоптические упражнения – в естественных условиях или близким к ним условиям “мягкой”гаплоскопии.

Упражнения по восстановлению одновременного и

бифовеального слияния на синоптофоре

Суть метода заключается в быстром попеременном или одновременном раздражении центральных ямок сетчатки обоих глаз, что побуждает их к совместной деятельности.

Для этого сначала определяем объективный угол косоглазия по объектам наименьшего размера, то есть придаем им такое положение с помощью поворота головки прибора, чтобы прекратились установочные движения.

Затем в синоптофоре меняем кассеты с изображениями объектов на слияние с углом размерами 7.5 или 10.0 градусов, после чего включаем автоматически мигающее освещение.

– Частота миганий : 8,6,4,2,1 в секунду.

– Частота уменьшается в процессе занятий.

Если эти упражнения не устраняют функциональной скотомы, то методики упрощают обоим глазам под объективным углом одновременно предъявляются одинаковые объекты в состоянии осциляций (колебаний).

· По мере восстановления способности сливать монокулярные изображения крупных объектов,переходим к объектам меньшего размера.

· При появлении неустойчивого бифовеального слияния назначают упражнения, во время которых осуществляется одновременное автоматическое мигание обоих объектов.

Всего проводят 20-40 и более таких упражнений по 10 – 15 минут ежедневно или через день.

· После достижения положительного результата от ортоптического лечения переходим к диплоптическому лечению.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУЗИОННЫХ РЕЗЕРВОВ НА СИНОПТОФОРЕ

После достижения больным способности сливать фовеальные изображения объектов – назначаем упражнения по развитию фузионных резервов.

В кассеты синоптофора, установленные под объективным углом, вставляют объекты на слияние.

Затем головки синоптофора постепенно сближают или разводят в зависимости от того, какие – положительные или отрицательные фузионные резервы следует развивать.

Больной, глядя на объекты, должен удерживать правый и левый объекты совмещенными. Когда изображение раздваивается, переводят головки синоптофора в первоначальное положение и т.д.

Начинают упражнения с более крупными объектами 10.0-7.5градусов, а затем переходят к объектам меньшего размера 5.0 -2.5 градуса.

Для развития горизонтальных фузионных резервов используют объекты для слияния с направлением оси по горизонтали.

Для развития вертикальных фузионных резервов используют объекты с направлением оси по вертикали.

Занятия проводят ежедневно или через день, 20 – 40 на курс лечения.

Метод последовательных образов

в модификации Т.П. Кащенко

Лечение проводится на ББО – 58 ,в настоящее время на МБС-01с применением насадок в виде шариков с усиками, которые направлены в разные стороны (диаметр шарика 3 мм., длинна усика 3 мм.).

На МБС – 01 используются спец. насадки в виде дисков, на которые фотоспособом нанесены такие же по диаметру шарики.

· Затеняя шариком макулу одного из глаз, проводят интенсивный засвет белым светом в течение 15- 20 секунд (при раздражении каждого из глаз усик шарика должен быть направлен к виску).

· После засвета больной смотрит на экран, расположенный на расстоянии 50 см., и у него должен появиться (темный) – положительный или (светлый) – отрицательный последовательный образ в виде круга с боковой полоской.

· Перед больным ставиться задача- в процессе упражнений добиться устойчивого слияния последовательных образов в виде круга с двумя боковыми полосками.

· Для улучшения эффекта и стимуляции последовательного образа, его оживление экран освещается прерывистым светом с помощью настольной лампы, причем фаза освещения составляет большую долю всего времени смены света и темноты. При таком освещении преимущественно формируется отрицательный последовательный образ.

· После исчезновения образа процедуру повторяют еще 2 раза.

Всего 20-30 упражнений ежедневно или через день.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУЗИИ

(по методике Аветисова Э.С.,Кащенко Т.П. )

Обоим глазам предъявляют равные по величине изображения, затем постепенно изменяют размер изображения, одного из них до предела, за которым возникает расстройство фузии, то есть слитные изображения распадаются на два отдельных. Одновременно с этим осуществляется нагрузка на глазодвигательный аппарат посредством призм возрастающей силы.

· Для изменения размера монокулярного изображения перед одним из глаз ставится объектив с переменным увеличением. Перед другим – отальмокомпенсатор ОКП – 1 или призму с переменной силой.

· Объект – круг, диаметром 15 мм., на расстоянии 30 см. или 5 см. на расстоянии 1 м. от глаза.

· Цель упражнений состоит в том, чтобы добиться расстройства фузии увеличением силы призм и разницей в размерах изображений.

Продолжительность упражнений 10-15 минут ежедневно или через день.

На курс 20-30 занятий.

Упражнения по усилению разобщения между

аккомодацией и конвергенцией

(по методике Аветисова Э.С., Кащенко Т.П.)

Как было уже отмечено выше, при аккомодационном косоглазии в очках сохраняется симметричное положение глаз и бинокулярное зрение. При снятии очков появляется девиация и нарушается бинокулярное зрение. Это обусловлено двумя причинами.

1) Ослаблением фузионной способности.

2) Прочной связью между аккомодацией и конвергенцией.

· В результате этого фузия не в состоянии противодействовать повышенной тенденции к конвергенции, возникающей без очков вследствие усиленной аккомодации глаз с гиперметропической рефракцией.

· В комплексе лечебных мероприятий, помимо упражнений по развитию фузионных резервов и устойчивости фузии, могут принести пользу упражнения по усилению разобщения аккомодации и конвергенции.

· На ПОЗБ – 1 устанавливают 4-х точечный цветотест для близи с расстояния 33 см. Пациент в оправе со светофильтрами:

– зеленым на левом глазу

– красным на правом глазу

· В пробную очковую оправу вставляют отрицательные линзы, начиная с 0.5 дптр., увеличивают их силу по 0.5 дптр. до момента начала раздвоения объекта.

· Пациенту необходимо добиваться и контролировать наличие бинокулярного слияния в условиях нагрузки отрицательными линзами.

На курс лечения 20-30 упражнений ежедневно или через день.

Время каждого упражнения 10-15 минут.

Упражнения по восстановлению механизма

бификсации

. (методика Аветисова Э.С., Кащенко Е.П.)

Переход от гаплоскопического к естественному бинокулярному зрению нередко представляет главную трудность на пути полного восстановления бинокулярного зрения.

Несмотря на достигнутый эффект на гаплоскопических приборах, в естественных условиях, вступает в действие феномен подавления зрительных впечатлений одного из глаз, препятствующий восстановлению механизма бификсации.

Между тем, только этот механизм, связывающий воедино сенсорный и моторный аппарат обоих глаз, способен обеспечить нормальное бинокулярное зрение.

Методика упражнений:

Пациент смотрит на светящийся объект, находящийся в 30-50 см. от глаз. Перед глазом ставиться призма в 2-4 призменных дптр., которая каждые 3- 5 секунд поворачивается то к носу, то к виску.

Цель упражнений:

· попеременном выключении), а затем начинают упражнения, которые следует проводить терпеливо, длительно, не смотря на то, что первые сеансы могут быть безуспешными.

КОМПЬЮТЕРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ КОСОГЛАЗИЯ И АМБЛИОПИИ

u В офтальмологическом санаторном отделении с 1990 года впервые в России стали применять для лечения косоглазия и амблиопии компьютерные программы.

u Программы проходили испытания , давались заключения с разрешением на использование в Минздрав. и разрабатывались методические рекомендации

u Создан компьютерный зал и установлены компьютеры в групповых ортоптических кабинетах. 13 компьютерных комплексов

u Где проводят курсы лечения сестры- ортоптистки под наблюдением врачей – окулистов санатория

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРНЫХ КОМПЛЕКСАХ.

u При установке компьютерного комплекса постарайтесь соблюсти эргономические требования. Помещение должно быть затемнено.Дисплей не должен быть обращен к окну. Поверхность стола не должна блестеть.

u Во время работы на компьютере полезно часто моргать , детям нужно напоминать об этом.

u В средине занятия и в особенности после него надо дать отдых глазам – например провести пальминг в течение 1-2 минут.

Методика лечения:

· – При амблиопии используют упражнения “тир”, “погоня”, «крестики», «паучок»-«галактику», «краб», «цветок», «дискотеку», «Чибис»

· – При косоглазии – программы «УЕУ» упражнения на «совмещение», «слияние», тренировку фузионных резервов- «тренажер», программы «Чибис», «Класс», «Клинок». «МЕКО-КАПБИС»

Компьютерная программа может использоваться и как диагностическая:

· –Для диагностики угла косоглазия используется 1-е упражнение.

· –Для диагностики характера зрения используется встроенный 4-х точечный цветотест.

· –Для диагностики слияния используются упражнения 32,35,36.

· Для диагностики фузионных резервов используется упражнение “тренажер”.

· При использовании компьютерной программы необходимо всего 10-15 занятий по 20-25 мин.

· Может применяться, как самостоятельно, так и в комплексе с основным лечением.

u Компьютерная программа

EYE

Упражнение «Тир»

применяют для лечения амблиопии, близорукости, Ч.А.З.Н.

(опробована и успешно используется в отделении с 1990 года, модификации программы 1995, 2002 г.г.)

u Компьютерная программа

EYE

Упражнение «Погоня»

Применяют для лечения амблиопии, близорукости,Ч.А.З.Н.

((опробована и успешно используется в санатории с 1990 года, модификации программы 1995, 2002 годы)

u Компьютерная программа

Плеоптика – 2

Упражнение Крестики

· Программа «Крестики» применяется для плеоптического лечения при амблиопии, близорукости, ЧАЗН. Используются шахматные паттерны .В отделении с 2002 года

u Компьютерная программа

Плеоптика – 2

Программа «Паучок» и ее модификация «Галактика;

Программа предназначена для лечения амблиопии , близорукости, ЧАЗН. Во время занятий

происходит перемещение фокуса в область центральной ямки макулярной области. Повышается контрастная чувствительность

Применяется в отделении с 1997 года, модификация в 2002 году.

u Компьютерная программа

EYE

Упражнение № 14

( совмещение)

Применяют для лечения косоглазия, амблиопии (апробована и успешно используется в отделении с 1990 года, модификации программы 1995, 2002 годы)

u Компьютерная программа

EYE

Упражнение №15

(на совмещение)

Применяют для лечения косоглазия, амблиопии (опробована и успешно используется в санатории с 1990 года, модификации программы 1995, 2002 годы)

u Компьютерная программа

МЕКО-КАПБИС

Впервые в мире применена 3Dтехнология в 1995 году для лечения косоглазия –для диагностики ,выработки и закрепления стереоскопического и бинокулярного зрения.

Изобретены и применены активные 3D очки

, модифицирована в 2001 году.

}Программа «Мозаика» }Программа «Конструктор»

u Компьютерная программа

“Класс» ¢ «Чибис»

случайно-точечные стереограммы

для лечения косоглазия и амблиопии

работает с 1995 года

u (модифицирована в 2000 , 2002 г.г.)

u Компьютерная программа

“Дискотека»

Программа «Дискотека» применяется для лечения амблиопии, близорукости

работает с 1995 года

u (модифицирована в 2000 , 2002 г.г.)

u Медико- педагогическая работа

u Наряду с приборно – аппаратными методами лечения косоглазия и амблиопии. Педагоги занимаются медико- педагогическими занятиями.

Для проведения медико -педагогических занятий группа детей делится по возрасту, на четыре подгруппы в зависимости от остроты зрения и интеллекта ребенка. Для каждой подгруппы разработан комплекс игр-упражнений.

По мере повышения остроты зрения увеличивается степень трудности этих занятий, ребенок переводится из одной подгруппы в другую.

Занятия проводятся дифференцировано, целенаправлено, учитывая наклонности ребенка, любознательность и особенности характера.

Медико -педагогические занятия ¢ (медико-коррекционные упражнения) проводятся ежедневно два раза в день по 15 – 20 минут, согласно распорядка дня.

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 121; Нарушение авторских прав

|следующая лекция ==>
Альтернирующую| ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Источник: //lektsii.com/3-89272.html

Методы восстановлении бинокулярного зрения – ортоптика и диплоптика

Ортоптика и диплоптика цели и задачи

Длительное время для восстановления бинокулярного зрения при лечении содружественного косоглазия применяли совокупность специальных упражнений, называемых ортоптикой (от греч. ortos – прямой, optica – наука о зрении).

В 80-е годы прошлого столетия в комплекс лечения по выработке бинокулярного зрения Э.С.Аветисовым введена диплоптика (от греч. diploos—двойной, optica – наука о зрении), которая значительно расширила возможности восстановления бинокулярного зрения у больных содружественным косоглазием.

Принципиальное отличие ортоптики и диплоптики состоит в том, что ортоптические упражнения по выработке бинокулярного зрения проводятся в условиях раздельного поля зрения одного и второго глаза (в так называемых гаплоскопических условиях). Диплоптические упражнения проводятся в естественных условиях без разделения полей зрения обоих глаз.

Основной принцип диплоптики – вызвать у больного в естественных условиях двоение и воспитать способность преодолевать его с помощью оптомоторного фузионного рефлекса и тем самым восстановить рефлекс бификсации, являющийся основой нормального бинокулярного зрения.

Диплоптические методы восстановления бинокулярного зрения, в сравнении с традиционными ортоптическими, позволяют повысить эффективность лечения более, чем в 2 раза, достигнуть восстановления бинокулярного зрения с их применением удается у 83% больных (Шакирян А.А., 1984).

Все ортоптические приборы – так называемые гаплоскопические (синоптофор, разделитель полей зрения, стереоскоп с зеркалом и др. стереоскопы, большой и малый диплоскопы, прибор для испытания бинокулярного зрения, хейроскоп, бивизиотренер и др.) – устроены так, что поле зрения одного глаза отделено от поля зрения второго глаза при помощи специальных приспособлений.

Пользуясь этими приборами, на первом этапе лечения добиваются устранения центрального торможения косящего глаза, то есть устранения функциональной скотомы и получения одновременного восприятия изображения двумя глазами, то есть одновременного зрения.

На втором этапе добиваются слияния изображений одного и второго глаза, восприятия слитого изображения, то есть бинокулярного зрения.

Заслуживает рассмотрения вопрос, при какой остроте зрения амблиопичного глаза следует приступать к выработке бинокулярного зрения.
Как уже отмечалось и как рекомендуется во всех учебниках и руководствах, такой остротой является 0,3 – 0,4 (амблиопия средней степени) при остроте зрения ведущего глаза 1,0.

В таком случае лечение больного должно быть направлено одновременно и на выработку бинокулярной функции и на устранение амблиопии. В условиях оснащенного современной лечебной аппаратурой офтальмологического учреждения это выполнимо.

Но если у больного по какой-то причине нет возможности посещать лечебное учреждение, то при проведении дальнейшего лечения врач сталкивается с противоречивой ситуацией: для лечения амблиопии требуется окклюзия ведущего глаза, а для формирования бинокулярного зрения окклюзия – большая помеха. В результате затягивается и лечение амблиопии, и формирование бинокулярного зрения.

Чтобы избежать такой ситуации, мы изменили тактику лечения. Выработку бинокулярного зрения и лечение амблиопии мы проводим раздельно. Вначале устраняем амблиопию, доводя остроту зрения косящего глаза до максимального уровня, а после этого приступаем к формированию бинокулярной функции.

Такая тактика оправдала себя. Лечение амблиопии в условиях выключения лучше видящего глаза завершалось в более короткие сроки. Выработка бинокулярного зрения при равной или почти равной остроте зрения обоих глаз проходила более успешно, чем при значительной разнице зрения обоих глаз.

Кроме того, нами отмечено, что устранение амблиопии у детей с небольшой девиацией часто сопровождалось установлением симметричного положения глаз, что также способствовало развитию бинокулярной функции.

Формирование бинокулярного зрения при содружественном косоглазии происходит поэтапно – от монокулярного к одновременному, от одновременного к бинокулярному.

На этом довольно сложном и длительном пути имеется много промежуточных и переходных состояний.

Для достижения конечной цели лечения – восстановления полноценного бинокулярного зрения – нельзя ограничиться применением какой-либо одной методики, даже очень эффективной. Только комплексное применение различных способов воздействия на сложный механизм формирования бинокулярной функции может обеспечить успех лечения.

Ортоптические и диплоптические упражнения следует сочетать со стимуляцией глазодвигательных мышц. При сходящемся косоглазии мы проводим упражнения на мускултренере и электростимуляцию наружных прямых мышц аппаратом «ЗТ», при расходящемся – тренировку на аккомодоконвергенцтренере и электоростимуляцию внутренних прямых мышц.

Источник: //zrenue.com/kosoglazie/90-sodruzhestvennoe-kosoglazie/752-metody-vosstanovlenii-binokuliarnogo-zreniia-ortoptika-diploptika.html

Ортоптист и ортоптика: что это такое, кабинет диплоптики, ортоптическое лечение косоглазия, ортоптистка в домашних условиях, аппарат

Ортоптика и диплоптика цели и задачи

Диплоптика и ортоптика представляет собой систему методик, направленных на восстановление бинокулярного зрения, т.е. способность человека четко видеть видеть объекты двумя глазами.

Главное отличие ортоптики состоит в использовании офтальмологических приборов, способных полностью разделять поля зрения обоих глаз.

Такая методика позволяет “тренировать” зрительные органы по отдельности, что позволяет добиться высоких результатов при терапии косоглазия и синдрома ленивого глаза. Далее мы расскажем об основных отличия и техниках ортоптической терапии.

Ортоптика и диплоптика для лечения косоглазия

Одним из ключевых симптомов косоглазия у детей и взрослых, является нарушение бинокулярного зрения – способности четко видеть объекты двумя глазами одновременно. В мозг поступает сразу две разные картинки, которые не могут “сложиться” в одно цельное изображение.

Из-за этого у больного возникает двоение в глазах, снижение остроты зрения. Чтобы снизить нагрузку визуального аппарата, один из глаз становится ведущим, а функционал другого постепенно угасает. Для предотвращения прогрессирования сходящегося и паралитического косоглазия, применяются ортоптические и диплопические методики.

Цель их использования – безоперационное восстановление бинокулярного зрения.

Ортоптическое лечение направлено на развитие у пациента фузионного рефлекса (способности объединять изображения, полученные от обоих глаз). Чтобы добиться такого эффекта, нужно изначально разделить поле зрения больного, чтобы каждый из глаз видел свою часть картинки, а мозг уже обрабатывал полученную информацию и объединял ее в единое целое.

Что касается диплоптики, то главным ее отличием от ортоптических методик выступает отсутствие разделения полей зрения. Суть этой технологии состоит в искусственном провоцировании двоения изображения (диплопии), которое пациент обязан преодолеть собственными силами.

Для этого перед глазами пациента устанавливают призматические стекла, которые и провоцируют диплопию. По мере проведения тренировок меняют оптическую силу линз до тех пор, пока зрительный аппарат больного не адаптируется к смене изображения.

Про содружественное косоглазия читайте тут.

Ортоптика не имеет возрастных ограничений, в то время как диплоптические процедуры можно проводить с больными старше 2 лет. При этом угол косоглазия должен составлять не более 7 градусов.

Ортоптику и диплоптику рекомендуется совмещать со зрительной гимнастикой. Она позволит снять излишнее зрительное напряжение и будет развивать глазные мышцы. При этом подбор и интенсивность упражнений должны согласовываться с лечащим врачом.

Показания и ограничения

Ортоптическая терапия показывает высокую эффективность при устранении косоглазия, но и она имеет свои ограничения. Первое – возраст пациента. Данная методика может применяться для лечения и детей, и взрослых.

Но ребенок должен быть достаточно взрослым, чтобы понять как правильно нужно выполнять упражнения и ответственно подходить к поставленной задаче. Только при регулярном и правильном проведении процедур они дадут эффект.

Про лечение косоглазия в домашних условиях узнайте здесь.

Безоперационные методики имеет смысл задействовать в том случае, когда мышечный дисбаланс глаз небольшой и бинокулярность зрения, хоть и в слабой степени, но присутствует. Если же у больного наблюдается существенное смещение глаз и монокулярность, то задействовать ортоптику имеет смысл уже после хирургического вмешательства в качестве вспомогательной методики, но никак не основного лечения.

Виды ортоптических приборов для выполнения упражнений

Для выполнения ортоптических упражнений могут использоваться следующие приборы:

  • хейроскоп;
  • синоптофор;
  • разделитель полей зрения.

Далее мы расскажем о каждом из них более детально.

Синоптофор

Синоптофор (синопсископ) – офтальмологический аппарат, применяющийся для диагностирования и безоперационного лечения косоглазия.  Аппарат состоит из двух подвижных трубок с линзами, зеркал (они передают отражения в линзы), гнезда (в него устанавливаются парные изображения, которые в дальнейшем транслируются пациенту) и лампы.

С помощью синоптофора можно измерить угол косоглазия, выявить скотомы (слепые участки), изучить состояние сетчатки.

Принцип работы прибора довольно прост.

Больному транслируются парные рисунки, которые подсвечиваются специальными лампами (их включение и выключение осуществляется в автоматическом режиме). Благодаря попеременной подсветке объектов пациент сосредотачивается то на одном, то на другом объекте.

Такие манипуляции позволяют тренировать и развивать глазные мышцы. Про тест на косоглазие по Гиршбергу расскажет эта ссылка.

Синоптофор может использовать при терапии косоглазия не только у детей, но и у взрослых.

В случае с устранением страбизма (косоглазия) рекомендуется использовать методику слияния. Ее суть состоит в следующем: изначально пациенту показывают цельное изображение, затем линзы прибора разводятся и картинка раздваивается. Задача больного состоит в том, чтобы удержать глазами цельную картинку.

Хейроскоп

Хейроскоп предназначен для того улучшения бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии легкой степени. Аппарат состоит из:

  • подставки для рисунка;
  • оптической система;
  • зеркала;
  • зажимной пластины.

Оптическая система состоит из двух мощных положительных линз. Это необходимо для снятия излишнего зрительного напряжения.

Больной должен смотреть через линзы на установленное в держателе изображение, которое проецируется на основании прибора. Благодаря этому процессу больной глаз начинает взаимодействовать с ведущим.

На белом листе бумаги пациент обводит контуры того изображения, которое он увидел. За счет такого упражнения повышается концентрация и качество видения.

Разделитель поля зрения

Разделитель поля зрения – третий прибор для коррекции косоглазия. Он представляет собой фигурную планку, 30х70см, которая буквально делит пополам поле зрения больного.

Она имеет два отверстия для помещения парных рисунков. Расстояние между ними можно менять в диапазоне от 40 до 60 мм. В комплект входит набор парных картинок.

Часть из них предназначена для достижения слияния изображения, другая – для тренировки одновременного видения.

Начинать упражнения рекомендуется без задействования картинок. Больному нужно взять ручку прибора и упереться переносицей в конец разделительной полоски.

При лечении сходящегося страбизма голову нужно слегка приподнять и сдвинуть в сторону. В этом положении нужно постараться сфокусировать зрение в отверстиях аппарата.

Про подбор упражнений от косоглазия для детей и взрослых расскажет эта статья.

Разделитель поля зрения – прибор для лечения офтальмологических заболеваний.

После проведения такой разминки можно задействовать картинки. Имейте в виду, что для ведущего глаза рекомендуется применять более мелкие изображения, а для больного – более крупные.

Сначала больной должен рассмотреть каждую из них по отдельности, а потом постараться объединить образ в единое изображение. К примеру, если на одной картинке будет нарисован стол, а на другой ваза, то в конечном итоге больному нужно увидеть вазу, стоящую на столе.

При выполнении всех видов упражнений необходимо придерживаться правила неподвижности глаз. Необходимо смотреть сквозь объекты, чтобы достичь положительных результатов.

Это объясняется тем, что при нестабильном восприятии не налаживается контакт органов зрения и не выполняется главная задача упражнений – совместное восприятие.

Что такое, пенализация в офтальмологии читайте в этом материале.

Продолжительность тренировки составляет 15-20 минут. Упражнения рекомендуется проводить ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. При этом раз в 15 дней необходимо проходить врачебный осмотр.

Данное видео расскажет Вам о том, как проводятся процедуры при помощи ортоптики.

 Выводы

  1. Диплоптика и ортоптика – это взаимосвязанная система методик, направленных на улучшение бинокулярного зрения.
  2. Разделение полей зрения можно достичь благодаря: синоптофору, синоптископа, ортоамблиофора,
  3. Виды оптических приборов: хейроскоп, синоптофор, разделитель полей зрения.
  4. Синоптофор – это оптический прибор, который назначается для терапии расстройств, при косоглазии.
  5. Хейроскоп – механизм, который содержит в себе зеркало, оптическую систему, чистый лист, различные изображения и крепления изображений, предназначенный для выполнения упражнений по улучшению бинокулярного зрения и остроты зрения при косоглазии.
  6. Прибор, который также корректирует и улучшает зрение при косоглазии. Достигается это путем разделения полей зрения перегородкой.

Источник: //OkulistPro.com/bolezni/glazodvig-apparata/kosoglazie/lechenie-kosoglazie/ortoptika.html

Глазной Доктор
Добавить комментарий